Объявления

Уважаемые коллеги! 20 ноября 2015 г. состоится межвузовский научно-методический семинар «Межкультурная коммуникация: аспекты дидактики». Тема семинара: «Методика преподавания иностранных языков в неязыковом...
Уважаемые коллеги! Восточный институт, Институт Внутренней Азии Бурятского госуниверситета приглашают Вас принять участие в международной научно-практической конференции молодых ученых «Азиатско-Тихоокеанский регион:...
Кальмина Л.В., Малыгина О.А. Институт военного губернатора в имперской системе власти России (на примере Забайкальской области) Язык публикации – русский В монографии...
Восточный институт, Институт Внутренней Азии Бурятского госуниверситета приглашают Вас принять участие в международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых...
Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии Рецензенты: Тугужекова В.Н., докт. ист.н., профессор Хакасского государственного университета, директор; ХакНИИЯЛИ...

В 2015 г. готовится к публикации монография доктора исторических наук, профессора Николая Вячеславовича Абаева.

Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии

Рецензенты: Тугужекова В.Н., докт. ист.н., профессор Хакасского государственного университета, директор; ХакНИИЯЛИ Скуратов Ю.И., доктор юридических наук, профессор; директор Центра по исследованию государственных и правовых систем стран АТР Бурятского государственного университета, Коновалов П.Б., д-р ист. наук, проф.

Абаев Н.В. Архаические формы религии и тэнгрианство в этнокультурогенезе народов Внутренней Азии / Отв. редактор Н.И. Атанов. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2015.

В книге рассматриваются процессы влияния архаических форм религии и тэнгрианства на этнокультурогенез тюрко-монгольских народов Внутренней и Центральной Азии, на их этноконфессиональные традиции, верования и культы, бытовую обрядность, а также формы социальной организации и самоорганизации. Монография предназначена для студентов и преподавателей, изучающих курсы религиоведения, культурологии, краеведения и др., а также всех, кто интересуется историей культуры и религии.

Содержание:

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Ранние формы религии и тэнгрианство в кочевнической цивилизации тюрко-монгольских народов

    • 1. Роль тэнгрианской религии в самоорганизации и этнокультурогенезе тюрко-монгольских народов
    • 2. Архаические верования и «шаманские» культы в историческом развитии и этногенезе народов Центральной Азии и Саяно-Алтая
    • 3. Религиозно-философские и синергетические основы тэнгрианской цивилизации
  • Глава 2. Взаимодействие тюрко-монгольских и скифо-арийских этноконфессиональных традиций

    • 1. Религиозно-мифологические представления и этнонимия тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая
    • 2. Мифология и религиозные представления скифо-ариев и тюрко-монголов
    • 3. Тэнгрианские воинские культы и боевое искусство скифо-ариев и тюрко-монголов
  • Глава 3. Тэнгрианская цивилизация тюрко-монгольских народов в геополитическом пространстве Центральной Азии и Евразии

    • 1. Этногенетические связи скифо-ариев и туранских народов Внутренней Азии
    • 2. Этнокультурные связи и цивилизационная геополитика народов Центральной Азии и Алтае-Байкальского региона
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Избранная библиография

В этнокультурных традициях тувинцев, алтайцев, хакасов, бурят и других народов сохранились древнейшие пласты, которые составляют основу традиционного мировоззрения народов Саяно-Алтая. Эти пласты верований и культов, лежащих в основе этноконфессиональных традиций народов Саяно-Алтая и Центральной Азии, которые можно определить и как «национальную религию», подобную зороастризму у иранцев, тибетскому бон, японскому синтоизму, китайскому даосизму и т.д., в значительной степени связаны со скифо-арийским наследием и с национальными, государственными религиями тюрко-монголов – тэнгрианство и «Ак Чаяан» (бурханизм). А самые архаические пласты этногенетически и этнокультурно связаны с палеоазиатскими народами Южной Сибири, но не с тунгусским шаманством.

Наоборот, можно предположить, что предки тунгусо-маньчжурских народов, в глубокой древности проживавшие в Восточном Саяне, испытали влияние скифо-арийской религии прототюрков и протомонголов, а затем ушли в Забайкалье и на Дальний Восток, где на них оказали влияние тихоокеанские «шаманистические» этносы, а также южные китайцы, у которых в древности тоже было «шаманство», в результате чего и сформировался тунгусо-маньчжурский «шаманизм», распространенный в основном в Северо-Восточной Азии, но оказавший определенное влияние и на религиозные верования и культы народов Центральной Азии.

Выявляя очень ранние и тесные связи этой религии с национальной государственностью древних тюрков и монголов, мы должны отметить, что тэнгрианство постепенно приобрело неформализованный статус главной оставляющей религиозно-мировоззренческой основы кочевнических цивилизаций Саяно-Алтая и Центральной Азии. По своей сущности оно являлось монотеистской религией тюрко-монгольских народов, которая в своем структурно-генетическом бытии прошла через две фазы диалектического отрицания: сначала отрицанию были подвергнуты собственные элементы политеизма, а затем и собственный монотеизм.

Действительно, сопоставляя «шаманизм» с «тэнгрианством» можно сделать вывод о его значительных различиях, как высокоразвитой религии тюрко-монгольских народов в добуддийский период их исторического прошлого, и «шаманизма», до сих пор не имеющего шансов выйти на статус «религии», поскольку для «тэнгрианства» характерна функциональное негэтропийность, без каких-либо оговорок, в то время как «шаманизм» характеризуется диалектическим единством негэтропийности и энтропийности в области практической самореализации, что и делает проблематичным его выход на более высокий уровень религиозно-мировоззренческой системности.

Народная религия тувинцев до нашего времени дошла в виде весьма сложного комплекса разноуровневых в этнокультурном плане пластов верований и культов скифо-арийского, тюрко-монгольского, угро-финского и древнейшего автохтонного (палеоазиатского) происхождения. Тем не менее, в этой очень сложной комплексной системе достаточно четко прослеживаются элементы первоначальной скифо-арийской религии, известной в литературе под названием «религия ариев». Обобщая результаты различных исследований в области религиозных верований народов и этносов, причисляемых к так называемой «арийской» группе (скифы, сарматы, массагеты, согдийцы, древние иранцы, осетины и др.), мы можем выделить следующие наиболее характерные элементы этой религии:

  • культ чистоты, как физической, так и духовно-нравственной; отсюда и важность очищения огнем, белой пищей, священной водой, артышом, огнепоклонничество, тесно связанное с солнцепоклонничеством;
  • культ Неба–Солнца, выступающего как активное начало в священной брачной паре «Небо - Отец» и «Земля - Мать». В данном случае Небо может символизироваться образами обожествленных тотемных предков: олень, бык, волк, лось, горный козел, медведь, а также священные птицы: утка, лебедь, орел и т.д.
  • трехчленная структура мира, связанная с триальной этносоциальной организацией и генеалогией трех скифских (они же – тюрко-монгольские) царей.

В народной религии тувинцев обнаруживаются такие веровании и культы, связанные с древнескифскими культами, как, например:

  • Культ священных гор, связанный с древнеарийским культом горы Сумеру, которая считалась их прародиной и с названием которой этимологически связано название Саянских гор и этноним соян.
  • Культ домашнего очага, связанный с общеарийским культом Богини огня, домашнего очага и Земли. С культом огня связан также обряд углехождения, который сейчас является эзотерическим и не имеет широкого распространения. Обычно углехождение проводят «шаманы» небесного происхождения, родившиеся в год стихии огня.
  • Культ героев, связанный с культом предков. В этом культе отразились идеалы вечной борьбы сил добра против сил зла, света против тьмы. Вечная борьба со всяким злом и несправедливость выразилась также в обожествлении и почитании героев эпических произведений.

Триальная организация древних скифо-ариев Саяно-Алтая, таким образом, объединяла предков древних скифов-саков и тувинцев, алтайцев, хакасов, якутов, бурят и монголов. Поэтому традиционные религиозные верования, сложившиеся непосредственно на территории Саяно-Алтая, представляли собой сложную многоуровневую систему религиозных воззрений, культов и обрядов, которые имели множество региональных, этнолокальных и других различий, но были генетически и функционально между собой связаны.

Термин, отражающий идею не персонифицированного всемогущего Бога, как средоточия абсолютного разума (мудрости), силы, власти и милосердия (великодушия), одновременно сохранял этимологические связи самого слова «бог» (тэнгри) с архаическими представлениями о тотемных божествах животного происхождения и их медиативных (опосредующих) функциях. В известных древнетюркских описаниях Верховного Бога Тэнгри-Хана (Хан-Тэнгри) подчеркивается его амбивалентность и поливалентность, указывающая на его функции универсального медиатора («посредника») и довольно отчетливо прослеживается в его облике одновременно драконоподобного и человекообразного существа, у которого голова горного козла, но с бычьими рогами и шеей волка или медведя (вместе с тем, имеющим рыбий хвост).

Распространение тибетского буддизма на территории Саяно-Алтая привело к появлению еще более сложных форм религиозного синкретизма в результате взаимодействия с традиционными верованиями народов Саяно-Алтая, а также с такими же ранними, архаичными верованиями и культами самих тибетцев, ассимилированными в культовой системе тибетского буддизма махаяны еще до его проникновения в Монголию, Туву, Бурятию и Горный Алтай. Однако, как мы попытались показать, этнокультурные связи между тюрко-монгольскими этносами Саяно-Алтая и тибетцами, а также тибетоязычными тангутами сложились еще раньше, в периоды миграций прототюрков и протомонголов в районы Амдо, Кукунора и Верховьев Хуанхэ, которые находятся в промежуточной зоне между собственно Тибетом, Северо-Западным Китаем и Восточным Туркестаном.